РОССИЙСКОЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО В ЧЭС

На период с 1 января до 30 июня 2016 г. Россия принимает председательство в ЧЭС.

Председательство в ЧЭС длится 6 месяцев и ротируется между всеми странами-участницами Организации.

Среди основных функций страны-председателя в ЧЭС - предлагать и продвигать инициативы, реализация которых шла бы на пользу всем государствам-членам Организации. Именно поэтому формирование позитивной повестки дня ЧЭС, ориентированность на достижение конкретных результатов и, как итог, повышение конкурентоспособности региона и экономик стран-членов станут основными целями российского председательства.

КЛЮЧЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИЙСКОГО ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА

1.Цели и задачи председательства.

Россия намерена проводить в ЧЭС в период своего председательства линию на создание условий для повышения экономической отдачи от деятельности Организации. С этой целью планируется продолжить реализацию основных положений «Экономической повестки дня: к укреплению партнерства ЧЭС», принятой на заседании СМИД ЧЭС в Белграде и утвержденной на Саммите ЧЭС в Стамбуле в июне 2012 г.

Исходим также из того, что российское председательство в ЧЭС в 2016 г. заложит необходимый фундамент для проведения мероприятий в связи с 25-летием Организации (2017 г.). Считаем, что 25-летний юбилей должен ознаменовать собой, прежде всего, новый этап и новые задачи, и здесь необходима неформальная и сфокусированная дискуссия о будущем ЧЭС. Поэтому в период российского председательства планируем организовать в апреле с.г. специальное неформальное заседание на уровне старших должностных лиц стран-членов с тем, чтобы на нем выработать ряд конкретных рекомендаций по повышению эффективности деятельности ЧЭС и укреплению ее финансовой базы.

Россия заинтересована в дальнейшем совершенствовании ЧЭС при соблюдении ее Устава и укреплении ее институциональных основ. При этом представляется важным придерживаться существующего формата работы в соответствии с базовыми документами, избегая политизации вопросов экономического, инвестиционного и инфраструктурного сотрудничества.

Залог успешного функционирования ЧЭС – ориентированность на достижение конкретных результатов, укрепление доверия в Причерноморье, реализация проектов, способствующих устойчивому развитию и комплексной модернизации экономик стран-членов, повышение конкурентоспособности  региона ЧЭС и его узнаваемости в мире.

 

2.Конкретные направления сотрудничества.

2.1 Экономика, торговля, таможенное сотрудничество

Здесь приоритет будет отдан рассмотрению таких вопросов, как расширение использования гарантийных фондов для облегчения доступа малых и средних компаний к заёмным финансовым ресурсам, перспективы выхода малых и средних предприятий стран ЧЭС на международные рынки, развитие диалога по вопросам электронной торговли, содействие упрощению торговых процедур в странах региона.

В сфере таможенного сотрудничества Россия активизирует деятельность по разработке типовых договоров со странами-членами о развитии системы «зеленых коридоров», а также активизации взаимодействия сопредельных пунктов пропуска, в том числе в контексте предварительного обмена информацией о перемещаемых товарах.

 

2.2 Транспорт и туризм

Продолжим планомерную работу, направленную на реализацию российской инициативы развития мультимодального грузового и пассажирского паромного сообщения в Черноморском регионе. В качестве результата такой работы видим подписание странами-членами соответствующего меморандума.

С учетом значительной доли сектора услуг в структуре экономик государств ЧЭС Россия будет способствовать дальнейшему развитию регионального туризма, в т.ч. посредством создания круизных маршрутов в акватории Черного моря.

Также будет продолжена работа по дальнейшей реализации двух крупных инфраструктурных проектов ЧЭС – Кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря (КАЧМ) и развитию морских магистралей в регионе ЧЭС

 

2.3 Энергетика

В сфере энергетического сотрудничества сосредоточимся на развитии всего комплекса энергетической инфраструктуры (нефтяной, газовой и электроэнергетической), в том числе в части создания условий для реализации проекта Электроэнергетического кольца вокруг Черного моря, а также на привлечении инвестиций для осуществления важнейших инфраструктурных проектов.

Также планируется развивать сотрудничество в сфере регулярного обмена информацией об изменениях и обновлениях энергетического законодательства стран-членов ЧЭС. Такой обмен будет способствовать повышению уровня информированности партнеров по ЧЭС и налаживанию конструктивного диалога на площадке Организации.

 

2.4 Чрезвычайные ситуации

Одним из приоритетных направлений в данной сфере считаем формирование новых и совершенствование действующих механизмов в рамках Организации по взаимодействию национальных служб в области предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Также большое внимание намерены уделять выработке комплекса мероприятий по вопросам оперативного оповещения и координации действий стран-участниц в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Продолжим работу по созданию сети кризисных центров, которые будут оказывать необходимое содействие в вопросах предотвращения и ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Будем способствовать укреплению взаимодействия в рамках профильной рабочей группы ЧЭС и созданных по инициативе России специальных рабочих групп по наводнениям, крупномасштабным лесным пожарам и сейсмическим рискам.

 

2.5 Сельское хозяйство

В сельскохозяйственной сфере Россия будет уделять особое внимание сотрудничеству в вопросах продовольственной безопасности, в частности, обеспечению населения стран ЧЭС безопасной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием.

Планируем активизировать сотрудничество в области развития агропромышленных комплексов стран-членов ЧЭС, нацеленное как на привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс Российской Федерации, так и, наоборот, на российские инвестиции в такие комплексы других стран-членов.

Одновременно будем способствовать созданию благоприятных условий для совершенствования инфраструктуры агропродовольственного рынка стран ЧЭС и максимального использования выгодного географического положения государств региона для наращивания взаимных поставок продовольствия.

 

2.6 Сотрудничество в борьбе с оргпреступностью

На этом направлении сотрудничества Россия ставит в приоритет противодействие торговле людьми и экстремистской деятельности, а также обеспечение безопасности в ходе подготовки крупных международных мероприятий, в т.ч. спортивных (Чемпионат мира по футболу 2018 г.).

 

2.7 Здравоохранение

В сфере здравоохранения Россия предлагает сосредоточиться на вопросах контроля качества лекарственных препаратов и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека. В этой связи продолжим работу по согласованию подготовленных Минздравом России соответствующих документов – Меморандума о взаимопонимании  по сотрудничеству в области обмена информацией и контролю за качеством лекарственных средств и Соглашения о сотрудничестве по санитарной охране территорий государств-членов ЧЭС.

Предполагается расширить количество областей взаимодействия за счет включения в повестку дня вопросов борьбы с неинфекционными заболеваниями, возникающими от употребления алкоголя и табакокурения, а также вопросов развития инновационных направлений с использованием передовых достижений медицинской науки.

Должное внимание будет уделено и формированию общих подходов к решению вопросов организации оказания медицинской помощи, в том числе медицине катастроф.

 

2.8 Научно-техническое сотрудничество

В области научно-технического сотрудничества Россия ставит задачу развития четырёх ключевых элементов общего исследовательского пространства - создание механизмов финансирования многосторонних  исследовательских проектов; поддержка и развитие сетевого сотрудничества научных и образовательных учреждений, прежде всего, в рамках сети Черноморских университетов, имеющей статус партнёра ЧЭС по секторальному диалогу; использование результатов научных исследований для экономического развития стран-участниц; расширение международного взаимодействия в плане совместного участия государств ЧЭС в реализации крупных исследовательских проектов и, как следствие, совместное использование исследовательской инфраструктуры стран ЧЭС.

 

3.Взаимодействие с партнёрами и органами, связанными с ЧЭС

Россия намерена содействовать дальнейшему развитию потенциала органов, связанных с ЧЭС – Парламентской Ассамблеи, Черноморского банка торговли и развития, Делового совета, Международного центра Черноморских исследований.

Представляется целесообразным продолжить налаживание взаимодействия ЧЭС и с другими международными и региональными организациями, уделяя при этом особое внимание сохранению идентичности ЧЭС и укреплению ее авторитета.

В этом контексте Россия продолжит способствовать укреплению взаимодействия ЧЭС с организациями системы ООН, руководствуясь положениями соответствующих резолюций Генассамблеи ООН о сотрудничестве между всемирной Организацией и ЧЭС, а также итогами состоявшегося в Нью-Йорке на полях 70-й сессии ГА ООН специального заседания СМИД ЧЭС, на которое был приглашен по нашей инициативе представитель Генсекретаря ООН.

Россия намерена – в тесном сотрудничестве с руководством Секретариата Организации – продолжать линию на взаимодействие между ЧЭС и ЕС на равноправной и взаимовыгодной основе, прежде всего, в таких сферах, как транспорт, охрана окружающей среды, инновации, информационные технологии, борьба с терроризмом и организованной преступностью.

Весомым потенциалом для расширения возможностей ЧЭС обладают страны-наблюдатели и страны-партнёры ЧЭС по секторальному диалогу. Россия намерена содействовать их более активному подключению к решению вопросов регионального сотрудничества. При этом будем исходить из того, что участие внерегиональных стран в многостороннем сотрудничестве в рамках ЧЭС должно соответствовать взаимным потребностям. Можно было бы подумать о привлечении международных финансовых институтов таких, как, например, АБИИ, НБР, ФШП к реализации инфраструктурных проектов в регионе.

 

4. Основные мероприятия

Календарь мероприятий российского председательства в Организации ЧЭС на период с января по июнь 2016 года разработан на основе данных приоритетов.

При его подготовке проведена комплексная работа с российскими министерствами и ведомствами.

В качестве ключевых мероприятий мы запланировали встречи министров иностранных дел, транспорта, здравоохранения, культуры и туризма, чрезвычайных ситуаций, руководителей таможенных ведомств и глав статистических служб.

Кроме того, будет проведено заседание Комитета старших должностных лиц (КСДЛ) в Ростове-на-Дону 22-23 марта с.г., неформальное заседание Комитета старших должностных лиц, оно же «мозговой штурм», в Сочи 19-20 апреля с.г. и заседание КСДЛ в Сочи 29-30 июня с.г. в предверии заседания СМИД ЧЭС, которое запланировано на 1 июля с.г. С сербскими коллегами эта дата согласована.

Также состоятся встречи рабочих групп ЧЭС по науке и технологиям, транспорту, чрезвычайным ситуациям, образованию, сельскому хозяйству и аграрной промышленности, энергетике, здравоохранению и фармацевтике, туризму, борьбе с организованной преступностью, малым и средним предприятиям, торговле и экономическому развитию, таможенным вопросам, а также семинары, конференции и оргкомитеты по отдельным аспектам деятельности ЧЭС.

Будем активно добиваться последовательной реализации договоренностей, достигнутых в ходе встреч стран-участниц. Призываем и Вас, уважаемые коллеги, плотнее работать с коллегами из отраслевых ведомств, нацеливая их на активное участие в предстоящих мероприятиях.

Календарь мероприятий российского председательства

Новости и события